Когда мы рассказывали вам о том, как проводили тест-драйв двух выдающихся внедорожников прошлого столетия - ГАЗ 69 и Willys MB, мы не предпологали, что сможем рассказать и о другом исторической встрече. Встрече двух победителей воевавших бок о бок во время Второй мировой войны - легендарных Willys Mb и ГАЗ 67 (Иван-Виллис). И вот эта возможность нам представилась...
Сердито рычит старенький двигатель, ему подвывает трансмиссия, «газик», расталкивая шинами тажелый, подтаявший весенний снег, упорно ползет через поле, и я забыв о сыром мартовском ветре, крепко сжимаю руки на баранке (а ведь на таких, продуваемых всеми ветрами машинах ездили и в настоящую зимнюю стужу!). Сейчас важнее другое! Где ты там, союзничек? Нow do you do? Не отстает! Старина «Виллис» столь же напористо режет свою колею, немного поуже. Молодец!
Конечно же, это - не тест в современном понимании. Скорее, встреча фронтовых друзей через 67 лет после Победы. Однополчане-ветераны - знаменитые ГАЗ-67Б и «Вилшис-МВ» - вспоминают былые сражения и дороги.Разумеется, они похожи: оба солдаты, причем одного поколения, призванные на одну войну.
ГАЗ скопировали с «Виллиса»? Не совсем так. Еще раз напомним вам о том, что в 1940-м, когда американские фирмы «Бантам» и «Виллис», а чуть позднее и «Форд», взялись за создание небольшого, простого, крепкого армейского автомобиля, в Горьком уже практически закончили испытания полноприводной машины с кузовом «эмки». Конечно, с точки зрения цены и армейских требований модель бьша далека от идеала. Но мосты, раздаточная коробка, иные узлы были готовы.
В январе 1941-го нарком Малышев, курировавший автопром, показал конструктору ГАЗов повышенной проходимости Грачеву фотографию американской машины, взбирающейся по лестнице Белого дома, и приказал сделать такую же. Именно такую же! Так родился прототип Р-1 и серийный ГАЗ-64 с колеей всего 1278 мм. Война расставила все на свои месга: мосты вновь расширили в целях унификации. Кроме того, узкие машины с трудом шли по накатанной грузовиками колее, были склонны к опрокидыванию.
Спереди ГАЗ-67 попросторнее «Виллиса», но задние сиденья практически одинаковые. Представить, что здесь ездили двое, да еще в полушубках и с оружием, трудно. Правда, американцы вчетвером, говорят, никогда не садились - машин хватало. Зато в Советской Армии автомобили чаще использовали на всю катушку.
ГАЗ и «Виллис» - дети эпохи, когда в США и тем более в СССР избыточный вес граждан еще не стал массовой проблемой. Усесться за руль нелегко. Впрочем, если пожить с автомобилями подольше, наверняка похудеешь: этому способствуют усилия на руле и педалях, а также... Американские конструкторы не случайно сделали «Виллис» таким узким - боролись с лишней массой. Ручки на кузове - чтобы вытаскивать машины из грязи мускульной, то есть солдатской силой. Невольно вспоминаешь слова «Общевойскового устава» о тяготах и лишениях воинской службы.
Попробую нарисовать беглый портрет ветеранов. Надо взять современный вседорожник и отбросить все лишнее. Останутся простые, но прочные рамы, кургузые-коробки без даерей, с большими и максимально простыми по форме панелями, мощные, несгибаемые мосты, простенькие по современным меркам, но неприхотливые моторы. Кстати, в двигатель ГАЗ со степенью сжатия 4,6 (!), по сути - модернизированный «фордовский» агрегат конца 1920-х, при необходимости можно лить бензин, «сдобренный» соляркой или маслом. Агрегат «Виллиса» - современней: степень сжатия 6,48 для советского бензина времен войны была даже высоковата. Зато с 2,2 л рабочего объема - аж 60 л.с.! Заливаем в баки «элитный» 76-й (не опьянели бы от такого!) и запускаем моторы. Остальное проверим в бою... то есть на дорогах и там, где их нет.
Вы знаете, что такое коробка передач без синхронизаторов, механические тормоза? Это -ГАЗ-67Б. Водитель почему-то сидит с сильным наклоном назад и слева от руля, крутить который, мягко говоря, нелегко. Высоко справа - набалдашник рычага коробки... Опятъ в голову лезут тягостные цитаты из Устава! Скоростъ под 40 км/ч на «газике» кажется огромной. И не только потому, что холодный ветер и рев мотора не дают расслабиться. Меняя по своему усмотрению траекторию, машина постоянно напоминает: «Не зевай! Работай рулем!» Извини, отвлекся! Сугроб, действительно, уже совсем рядом.
Зато тяжелый подъем «газик» с включенным передним мостом даже на второй передаче преодолевает с упорством бывалого солдата, штурмующего очередную безымянную высоту. Первую передачу инструкция не рекомендовала включать не только без переднего моста, но и без прицепа, например пушки ЗИС-2. Именно с такой, калибра 57 мм, испытывали 67-е. На тестах массу прицепа доводили до 1250 (!) кг, но фронтовикам не рекомендовали превышать 800 кг. Вот зачем нужна первая передача с отношением 6,4!
Лазить по сугробам на ГАЗ-67Б здорово. Кажется, все - сел! Сзади уже приближается мощный современный пикап. Нет, ГАЗ не сдается! Немного назад, хрустнул рычаг коробки, и машина вновь нарезает свою колею. Вот она, повышенная проходимость. Нет уж, здесь вернее сказать - высокая! Вездеходные качества «Виллиса» тоже отменны, хотя и немного ниже. Сказывается иная геометрия, менее тяговитый мотор, шины, не очень подходящие для льда и снега. ГАЗ же, по сути, маленыдай трактор, ездить на котором - интересная, но нелегкая работа.
«Виллис» на фоне однополчанина удивил, Веселый разгон, легкое и бесшумное переключение передач: синхронизаторы на второй и третьей! Эта особенность изумляла солдат Великой Отечественной не меныне, чем гидравлические тормоза. Увы, тормозной путь зимой не проверишь. Вот данные сравнительных испытаний 1943 года: с 50 км/ч ГАЗ-67 останавливался через 16,5 м, а «Виллис-МВ» - через 9,5 м.
Руль «американца» заметно легче газовского. А ведь число оборотов от упора до упора одинаковое - четыре. Но горьковские конструкторы вынужденно шли на максимальную унификацию с иными машинами, в том числе по рулевому управленшо, не слишком подходящему короткой, довольно тяжелой полноприводной машине на широких колесах. Американцы же, делая армейский автомобияь с чистого листа, создали хитрую конструкцию. Длинная продольная тяга идет почти к середине автомобиля, где стоит двухплечий рычаг, соединенный с колесными тягами. В результате руль не только легче, но и четче. Справедливости ради напомню: «Виллис" заметно уже ГАЗа.
Вдруг показалось даже, что «американец» вовсе не серьезный солдат, а веселый партнер по пляжньм, ну или сн-говым развлечениям. Катался бы еще и катался! Пушку, которой у нас, к сожаленюо, не было, лучше тянуть «газиком». Но будь у меня выбор, на чем служитъ, тем более просто ездить, предпочел бы «Виллис»...
Но все-таки они очень похожи. Как надежное боевое оружие, как характеры старых солдат. Искать в этом тесте лучшего, разумеется, не нужно. Оба уже стали победителями - тогда, в мае 1945-го. Как и те, кто вел эти машины фронтовыми дорогами, кто их проектировал и строил... Низкий вам поклон!
Технические данные по этим автомобилям смотрите здесь...
Сердито рычит старенький двигатель, ему подвывает трансмиссия, «газик», расталкивая шинами тажелый, подтаявший весенний снег, упорно ползет через поле, и я забыв о сыром мартовском ветре, крепко сжимаю руки на баранке (а ведь на таких, продуваемых всеми ветрами машинах ездили и в настоящую зимнюю стужу!). Сейчас важнее другое! Где ты там, союзничек? Нow do you do? Не отстает! Старина «Виллис» столь же напористо режет свою колею, немного поуже. Молодец!
ГАЗ скопировали с «Виллиса»? Не совсем так. Еще раз напомним вам о том, что в 1940-м, когда американские фирмы «Бантам» и «Виллис», а чуть позднее и «Форд», взялись за создание небольшого, простого, крепкого армейского автомобиля, в Горьком уже практически закончили испытания полноприводной машины с кузовом «эмки». Конечно, с точки зрения цены и армейских требований модель бьша далека от идеала. Но мосты, раздаточная коробка, иные узлы были готовы.
В январе 1941-го нарком Малышев, курировавший автопром, показал конструктору ГАЗов повышенной проходимости Грачеву фотографию американской машины, взбирающейся по лестнице Белого дома, и приказал сделать такую же. Именно такую же! Так родился прототип Р-1 и серийный ГАЗ-64 с колеей всего 1278 мм. Война расставила все на свои месга: мосты вновь расширили в целях унификации. Кроме того, узкие машины с трудом шли по накатанной грузовиками колее, были склонны к опрокидыванию.
Спереди ГАЗ-67 попросторнее «Виллиса», но задние сиденья практически одинаковые. Представить, что здесь ездили двое, да еще в полушубках и с оружием, трудно. Правда, американцы вчетвером, говорят, никогда не садились - машин хватало. Зато в Советской Армии автомобили чаще использовали на всю катушку.
ГАЗ и «Виллис» - дети эпохи, когда в США и тем более в СССР избыточный вес граждан еще не стал массовой проблемой. Усесться за руль нелегко. Впрочем, если пожить с автомобилями подольше, наверняка похудеешь: этому способствуют усилия на руле и педалях, а также... Американские конструкторы не случайно сделали «Виллис» таким узким - боролись с лишней массой. Ручки на кузове - чтобы вытаскивать машины из грязи мускульной, то есть солдатской силой. Невольно вспоминаешь слова «Общевойскового устава» о тяготах и лишениях воинской службы.
Попробую нарисовать беглый портрет ветеранов. Надо взять современный вседорожник и отбросить все лишнее. Останутся простые, но прочные рамы, кургузые-коробки без даерей, с большими и максимально простыми по форме панелями, мощные, несгибаемые мосты, простенькие по современным меркам, но неприхотливые моторы. Кстати, в двигатель ГАЗ со степенью сжатия 4,6 (!), по сути - модернизированный «фордовский» агрегат конца 1920-х, при необходимости можно лить бензин, «сдобренный» соляркой или маслом. Агрегат «Виллиса» - современней: степень сжатия 6,48 для советского бензина времен войны была даже высоковата. Зато с 2,2 л рабочего объема - аж 60 л.с.! Заливаем в баки «элитный» 76-й (не опьянели бы от такого!) и запускаем моторы. Остальное проверим в бою... то есть на дорогах и там, где их нет.
Вы знаете, что такое коробка передач без синхронизаторов, механические тормоза? Это -ГАЗ-67Б. Водитель почему-то сидит с сильным наклоном назад и слева от руля, крутить который, мягко говоря, нелегко. Высоко справа - набалдашник рычага коробки... Опятъ в голову лезут тягостные цитаты из Устава! Скоростъ под 40 км/ч на «газике» кажется огромной. И не только потому, что холодный ветер и рев мотора не дают расслабиться. Меняя по своему усмотрению траекторию, машина постоянно напоминает: «Не зевай! Работай рулем!» Извини, отвлекся! Сугроб, действительно, уже совсем рядом.
Зато тяжелый подъем «газик» с включенным передним мостом даже на второй передаче преодолевает с упорством бывалого солдата, штурмующего очередную безымянную высоту. Первую передачу инструкция не рекомендовала включать не только без переднего моста, но и без прицепа, например пушки ЗИС-2. Именно с такой, калибра 57 мм, испытывали 67-е. На тестах массу прицепа доводили до 1250 (!) кг, но фронтовикам не рекомендовали превышать 800 кг. Вот зачем нужна первая передача с отношением 6,4!
Лазить по сугробам на ГАЗ-67Б здорово. Кажется, все - сел! Сзади уже приближается мощный современный пикап. Нет, ГАЗ не сдается! Немного назад, хрустнул рычаг коробки, и машина вновь нарезает свою колею. Вот она, повышенная проходимость. Нет уж, здесь вернее сказать - высокая! Вездеходные качества «Виллиса» тоже отменны, хотя и немного ниже. Сказывается иная геометрия, менее тяговитый мотор, шины, не очень подходящие для льда и снега. ГАЗ же, по сути, маленыдай трактор, ездить на котором - интересная, но нелегкая работа.
«Виллис» на фоне однополчанина удивил, Веселый разгон, легкое и бесшумное переключение передач: синхронизаторы на второй и третьей! Эта особенность изумляла солдат Великой Отечественной не меныне, чем гидравлические тормоза. Увы, тормозной путь зимой не проверишь. Вот данные сравнительных испытаний 1943 года: с 50 км/ч ГАЗ-67 останавливался через 16,5 м, а «Виллис-МВ» - через 9,5 м.
Руль «американца» заметно легче газовского. А ведь число оборотов от упора до упора одинаковое - четыре. Но горьковские конструкторы вынужденно шли на максимальную унификацию с иными машинами, в том числе по рулевому управленшо, не слишком подходящему короткой, довольно тяжелой полноприводной машине на широких колесах. Американцы же, делая армейский автомобияь с чистого листа, создали хитрую конструкцию. Длинная продольная тяга идет почти к середине автомобиля, где стоит двухплечий рычаг, соединенный с колесными тягами. В результате руль не только легче, но и четче. Справедливости ради напомню: «Виллис" заметно уже ГАЗа.
Вдруг показалось даже, что «американец» вовсе не серьезный солдат, а веселый партнер по пляжньм, ну или сн-говым развлечениям. Катался бы еще и катался! Пушку, которой у нас, к сожаленюо, не было, лучше тянуть «газиком». Но будь у меня выбор, на чем служитъ, тем более просто ездить, предпочел бы «Виллис»...
Но все-таки они очень похожи. Как надежное боевое оружие, как характеры старых солдат. Искать в этом тесте лучшего, разумеется, не нужно. Оба уже стали победителями - тогда, в мае 1945-го. Как и те, кто вел эти машины фронтовыми дорогами, кто их проектировал и строил... Низкий вам поклон!
Технические данные по этим автомобилям смотрите здесь...
Комментариев нет:
Отправить комментарий