Конверсионная техника всегда привлекала мое внимание своей предельной брутальностью и военной значимостью. И вот информация об одном из представителей такой техники ГАЗ 59037 - "пройдохе" рожденным конверсией. Вот, что о нем рассказывают:
"Мне посчастливилось принять участие в покатушках на вездеходе-амфибии «ГАЗ-59037». Разработали эту чудо-технику в Арзамасе в рамках конверсионной программы в 90-х годах. Впрочем, определение «разработали» для этой техники не вполне подходящее. Что сделали в Арзамасе? Взяли давно выпускаемый «БТР-80» - основной колесный бронетранспортер Российской армии - и путем минимальной модернизации приспособили машину для гражданских целей. То есть для нужд геологов, нефтяников, служб МЧС, охотников - для всех, кому нужно ездить по тяжелому бездорожью и форсировать водные преграды.
Доработка техники свелась к тому, что у машины просто сняли крышу над отсеком для размещения экипажа и установили вместо нее высокую надстройку с широкими окнами. Башенную пулеметную установку, разумеется, также демонтировали. Так что не получится претворить в жизнь фантазию Михаила Жванецкого: подъехать на базар и спросить, сидя на башне: «Скоко-скоко?». Из салона удалили приборы и оборудование военного назначения, но зато добавили лишние посадочные места. И получился внедорожный автобус вместимостью 14 человек (вместе с водителем). Работы, как видим, проведены не бог весть какие, но и они выполнены так, что, пожалуй, лучше было бы вообще ничего не делать и от производства гражданского бронетранспортера (каково звучит, однако!) отказаться. Давно известно, что армейская техника у нас делается так, что о том, что управлять ею будет человек, а не робот, вспоминают в последний момент. Возможно, сейчас ситуация несколько изменилась в лучшую сторону, но для экипажа «БТР-80» такого понятия, как комфорт, просто не существует.
Если в условиях выполнения военной операции это еще как-то оправдано, то на «гражданке», безусловно. нет. Обить потолок дешевым дерматином, который к тому же самопроизвольно отклеивается, - этого явно недостаточно! Нужны и сиденья получше, и отделка интерьера качественными материалами, и шумоизоляция, и климатическая установка современная, но главное - об управлении стоило подумать. Сцепление у штатного образца тугое настолько, что еле выжимается, тормоза - то же самое, управление коробкой передач требует, чтобы водитель имел хорошо накачанные бицепсы. А ручки управления КПП и «раздаткой»? Это же тихий ужас! Такое ощущение, что их выпиливали напильником из металлической болванки. В общем, не стоит удивляться, что обладатели этого вездехода сразу после его покупки занялись тюнингом. Что удалось сделать - об этом чуть позже, а пока несколько слов о том, как появилась эта машина в одном подмосковном поселке.
Обладатели редкой техники не считают себя ярыми поклонниками оff-road. Но время от времени в свое удовольствие катаются. Специально для поездки на Кольский полуостров купили по случаю «ГАЗ-66» в очень приличном состоянии. Но путешествовать в двухместной кабине, к тому же далекой от идеала, как с точки зрения удобства управления машиной, так и по комфорту, показапось делом малопривлекательным. Кунгс маленькими окошками хорош на стоянке, но не в движении. Хотелось иметь что-то вроде автобуса, где водитель и пассажиры находятся в едином салоне, а значит, можно ехать одной дружной командой, Совершенно случайно наткнулись на объявление о том, что в Петрозаводске продается вездеход «ГАЗ-59037». Посмотрели фотографии в Интернете - машина понравилась. Деньги за нее просили «смешные», поэтому, не долго думая, на поезде отправились в столицу Карелии посмотреть на автомобиль живьем. На всякий случай необходимую сумму с собой захватили. В Москву возвращались уже на вездеходе. Кстати, он без проблем выдержал путь длиной около тысячи километров.
Машина представляет собой восьмиколесное шасси. Силовая установка -дизель «КамАЗ-740» - расположена сзади. Примерно посередине вездехода находятся 5-ступенчатая механическая коробка передач и могучая двухступенчатая «раздатка». Она позволяет двигаться на заднем приводе (тяга подводится к колесам третьей и четвертой осей) или на полном, В мостах установлены кулачковые дифференциалы повышенного трения. Двигатель и агрегаты трансмиссии спрятаны внутри жесткого корпуса, имеющего снизу гладкое днище. По такому принципу строится большинство автомобилей-амфибий. Из гондолы выходят лишь карданные валы привода колесных редукторов. Подвеска выполнена на торсионах. Управляемыми являются два передних моста.
Раздаточная коробка имеет дифференциал, позволяющий колесам первой и третьей осей вращаться со скоростями, отличными от скоростей вращения четных осей. Если полный привод выключен, то возможна ситуация. когда крутящий момент подводится только к одному колесу из восьми, поскольку межколесные кулачковые дифференциалы не обеспечивают полной блокировки. При включении полного привода обязательно будут вращаться два колеса. Чтобы повысить проходимость машины, предусмотрена блокировка межосевого дифференциала в «раздатке». При этом крутящий момент от двигателя подводится ко всем мостам, и грести будут минимум четыре колеса. Владелыды внедорожников знают, что применение жесткой блокировки иногда приводит к печальным последствиям: трансмиссия не выдерживает чрезмерных нагрузок. Чтобы избежать этого, предусмотрен предохранитель: блокировка дифференциала раздаточной коробки осуществляется через фрикционную муфту. Ее диски проскальзывают, когда крутящие моменты на валах превышают предельно допустимые.
Поскольку вездеход способен плавать, он оснащен водометным движителем. Импеллер расположен в задней части машины. и при движении по суше он закрывается заслонкой, имеющей гидравлический привод. По воде машина способна перемещаться со скоростью около 9 км/ч. «А на дороге?» - в десять раз быстрее.
Если вы думаете, что на этой махине ребята катаются только по окрестностям загородного дома, то вы сильно ошибаетесь. Автомобиль приобретался как экспедиционный. Достаточно сказать, что на нем ездили в Астраханские степи и в Карелию. Таким образом, пробеги в несколько тысяч километров для вездехода привычны. Для БТР подобная эксплуатация не типична, но пока серьезных поломок не возникает. Надо только не забывать заезжать на «заправки»: расход солярки при движении по шоссе со скоростью под 80 км/ч составляет около 50 л/100 км. На бездорожье этот показатель можетувеличиться в 2,5 раза.
После первого дальнего пробега стало ясно, что машину надо дорабатывать. В штатном виде она малопригодна для путешествий. В первую очередь вместо кургузых сидений, лишенных каких-либо регулировок, поставили нормальные комфортабельные сиденья от иномарки. Затем обшили пол, борта и потолок ковролином, предварителыно положив под него слой шумоизоляционного материала. Однако, субъективно, заметно тише от этого в салоне не стало: комплект наушников остался в оснащении автомобиля, Как альтернативу шуму смонтировали мощную акустическую систему, но почему-то ее практически ни разу не включали. Более полезным аксессуаром можно признать камеру заднего обзора. Габариты у техники таковы, что маневрировать на ней довольно трудно. Картинка на дисплее, установленном на приборной панели, прибавляет водителю уверенности при движении назад.
Если же говорить о существенных изменениях в конструкции машины, то надо отметить установку пневмогидроусилителя привода сцепления и электропневматического управления КПП. Управлять машиной стало существенно легче. Пулестойкие шины модели «КИ-126», до-ставшиеся вездеходу от БТР, для мирных условий эксплуатации малопригодны. Они настолько «дубовые», что почти не проминаются даже при полном стравливании воздуха из них (машина имеет -централизованную систему подкачки). В результате езда на таких «катках» по грязи и мягким грунтам удается плохо -колеса буксуют. Проходимость вездехода существенно повысили установкой колес от «Урала-лаптежника». Поскольку новые покрышки имеют иной размер, пришлось переделывать колесные диски. Но игра стоила свеч: при давлении в шинах около 0,5 атм автомобиль ползет по болоту или глине, на что раньше он был не способен. Однако, нужно соблюдать осторожность. Как-никак масса машины составляет около 14тонн (нижняя часть осталась бронированной, что при гражданской эксплуатации совершенно излишне). И если вездеход «сядет», то эвакуировать его сможет только такой же серьезный и тяжелый «проходимец». Правда, впереди есть механическая лебедка, весьма мощная, но при слишком больших нагрузках просто срезается предохранительная шпонка, и агрегат становится бесполезным.
Как-то раз ребята поехали кататься и засели в заболоченной низине. Лебедка непринужденно выдернула из земли единственный бетонный столбик, имеющийся в округе. Пошли в деревню за трактором. Он пару раз напрягся и... прочно угнездился в болоте. Вызвали специальный эвакуатор для тяжелой техники на базе «Урала». Но и он вскоре сел. Лишь еще один трактор вытянул на твердую землю горе-спасателей, а уж потом они втроем смогли сдвинуть с мертвой точки вездеход. 0 том, насколько тяжела была операция, говорит хотя бы то обстоятельство, что застряли ребята в субботу, а домой вернулись только в понедельник. Военные стараются ездить на БТР двумя машинами. Если одна застрянет, вторая ее почти всегда сможет вытащить. Также желательно поступать и при покатушках на «ГАЗ-59037». Но реально ли найти компаньонов на аналогичной технике? Вопрос открытый.
После низовьев Волги ребята съездили в Карелию. Хорошо покатались, но поездка омрачилась тем, что однажды вездеход упал с моста. Не рассчитали скорость на лесной дорожке, не успели затормозить (тормоза, кстати, не отличаются эффективностью) и выскочили на бревенчатый мост только одной стороной. Еще хорошо, что никто из людей, сидящих на крыше (говорят, ездить сверху - большое удовольствие), серьезно не пострадал. А вот эпопея по постановке машины на колеса заняла немало времени.
Уже второй год далеко на вездеходе не ездят. Его габариты превышают допустимые для движения по дорогам общего пользования, а процедура получения разрешения для этого и раньшето была обременительна, а ныне она еще более усложнилась. Получается так, что иметь такую машину в цивилизованных местах, а не где-нибудь в тайге иди тундре, не слишком целесообразно: выехать куда-то, не нарушив закон, сложно. Поэтому мы катались по лесам, стараясь не выезжать на шоссе, хотя пару раз все-таки это сделать пришлось.
Как читатель уже догадался из вступления к статье, проходимость машины произвела впечатление. Но чувствуется, что болото не ее стихия. Огромный вес тут сыграет с вами злую шутку. По пересеченной местности реально нестись на бешеной скорости: подвеска работает просто отлично. Даже не верится при виде очередной ямы или кочки, что сейчас не подлетишь головой под потолок. Инстинктивно хватаешься крепче за руль, но тебя лишь немного потряхивает на сиденье. Кстати, не могу не отметить, что проникать на место водителя исключительно трудно. Кресло подвинуто вплотную к рулевой колонке, и требуется выполнять акробатические упражнения, чтобы занять место за рулем. В БТР, видимо, это дается легче, ведь там посадка происходит через верхние люки. С переключением передач я без опыта не совладал. Сколько ни пробовал, никак не мог перейти на повышенную передачу после трогания с места. Джойстик управления КПП нужно не просто перевести из одного положения в другое, но еще и выдержать некоторое время в нейтральном положении. За время этой задержки автомобиль у меня практически останавливался, и приходилось стартовать заново. Возможно, виноваты были довольно сильно сдерживающие машину тормоза, не отрегулированные как следует после недавнего ремонта, но и навыка у меня явно не хватало. В общем, езда на этом вездеходе - это не то же самое, что управление грузовиком. Да и права тут нужны соответствующие: тракториста-машиниста категории 0. Специфическая техника во всех смыслах, но тем и интересна!
Основные технические характеристики вездехода - амфибии ГАЗ-59037
Двигатель КамАЗ-740
Тип дизельный V8
Рабочий объем, см.куб 10850
Макс. мощность, л. с. при об/мин 260/2600
Макс. крутящий момент,
Нм при об/мин 785/1600-1800
Трансмиссия Механическая, ступенчатая,
МКПП-5, РК-2, с бортовыми
редукторами, с блокируемым
межосевым дифференциапом,
самоблокирующимися
дифференциалами мостов,
привод 8x4 или 8x8
Подвеска независимая для всех колес,
торсионная.
Полная масса, кг 14000
Геометрические параметры
Габаритная длина, мм 7500
Габаритная ширина, мм 2950
Габаритная высота, мм 2550
Колесная база, мм (между 1 и 4 мостами) 4400
Колея, мм 2460
Углы свеса по корпусу, перед/зад, град 35/33
Дорожный просвет, мм 475
Размер шин штатный 1150x400-457
Динамические характеристики
Максимапьная скорость, суша/вода км/ч 90/9
Расход топлива, л/100 км
шоссе 48
грунт 60-130
Топливный бак, л 2x150
Количество мест (включая водителя) 14
Безусловно рассказ впечатляет описанием этого брутального военного "проходимца" в отставке. Хочется прокатиться на таком красавце по нашему российскому бездорожью с "ветерком". Но купить? Нет!...
Комментариев нет:
Отправить комментарий