понедельник, 2 апреля 2012 г.

Большая излучина Дона - эхо войны.

    Вот и пришло время нашей первой поездки на Большую излучину Дона. Как было отмечено  раньше в статье "Большая излучина Дона - новая встреча", места эти поражают своей особой энергетикой пространства и рельефа, которые как магнитом притягивают  вновь и вновь.
    Место встречи нашей группы наметили у моста через реку Дон, что на северной окраине города Калач на Дону. Все пять экипажей должны прибыть к этому месту 8 мая к семи часам утра. Естественно мы старались не опоздать и прибыли  раньше на целый час. Погода была пасмурная, периодически накрапывал мелкий дождик, но это нас ничуть не смущало,  по прогнозам синоптиков день обещал быть солнечным и теплым. Практически все члены группы собрались за полчаса до назначенного времени и обсудив маршрут и регламент  движения мы двинулись в путь.

     Первая наша остановка была намечена на другом берегу Дона, точнее на другой стороне моста у родника, где мы должны были запастись водой. Родник этот берет свое начало на вершине горы и течет вниз к дороге, примечателен очень вкусной водой. Выполнив процедуру "заправки", наша колонна двинулась вперед по дороге на вершину возвышенности правого берега. Проехав не более километра нашему взору вдруг представилась интересная картинка, которую трудно даже комментировать. Медленно двигаясь мимо, мы сделали фото на память и так как в нашей помощи никто не нуждался, продолжили свой путь.
 
     Поднявшись на вершину плато, мы повернули на Север вдоль берега Дона в направлении станицы Голубинская. Дорога была асфальтированной, но ей очень сильно досталось от российского климата и дорожных мастеров, так что она больше напоминала фронтовую. Вскоре о войне нам напомнил и танк, стоящий на возвышенности,  на смотровой площадке рядом с которым мы и остановились.

     Этот памятник был установлен рядом с братской могилой советских воинов погибших в этих местах в боях летом 1942 года, когда шли ожесточенные бои на рубеже реки Дон.

      Именно здесь летом 1942 года героически сражались воины 1-й танковой армии, которые ценой своей жизни остановили бронированные полчища 6-й немецкой армии сорвав план Гитлера сходу форсировать Дон и захватить Сталинград.

     На лобовой броне танка ИС (Иосиф Сталин) установлена стальная нержавеющая пластина с выгравированной на ней надписью о событиях тех лет. В этом сражении отличились: 13, 23, 28 танковые корпуса, 131 и 399 стрелковые дивизии, 158 отдельная танковая бригада. Но многие и остались в этой земле навсегда.

     На вершине холма, рядом с танком было несколько братских могил, заботливо убранных к Дню победы. Свежевыкрашенный танк грозно смотрел на Запад, как бы защищая своим мощным корпусом тонкую ленточку реки виднеющуюся далеко внизу.
     В этих местах летом 1942 года с запада надвигалась одна из сильнейших в гитлеровском вермахте 6-я армия Паулюса - четыре армейских и два танковых корпуса, более четверти миллиона посаженных на машины солдат... Прорвавшиеся в степи за Северским Донцом авангарды армии Паулюса  приближались к Дону со скоростью до тридцати километров в сутки. У немцев было запланировано дойти до Сталинграда и захватить его с ходу к 25 июля. И именно здесь эти планы были сорваны.

    Прошло почти 70 лет, но следы этих ожесточенных боев видны и сегодня. Вот лежат на земле останки шасси и лонжеронов бомбардировщика Пе-2.
    Потихоньку погода начала улучшаться, из-за облаков выглянуло солнце. Мы продолжали свой путь вдоль Дона, фактически идя по линии его обороны.

       Через полчаса пути мы вышли на перекресток дороги идущей к станице Голубинская и Гетманского или Клетского шляха уходящего вглубь территории Большой излучины, куда мы и направили свой путь. Дорога, которая раньше была шляхом, ныне стала простой проселочной,  сильно пострадавшей от весенней распутицы.
      Вскоре около дороги мы вновь увидели  напоминание о войне, памятную доску, которая говорила о том, что здесь  23 июля 1942 года летчиком 625 истребительного полка ПВО старшим сержантом Поповым Александром Романовичем, был совершен первый в Сталинградской битве воздушный таран.

     В исторической хронике тех лет, это событие описано так:  "23 июля, летчик 629-го авиаполка 102-й авиадивизии ПВО Александр Попов вступил в бой с фашистским бомбардировщиком "Дарнье - 215". Произвел несколько атак. Ему удалось уничтожить верхнего стрелка и повредить самолет. Пытаясь выполнить очередную атаку, Александр обнаружил, что боекомплект израсходован полностью. Вражеский самолет стал уходить. Тогда молодой летчик решает его таранить. Враг, уклоняясь от атак, маневром снизился до бреющего полета. Попов выбрал удобный момент и винтом своего истребителя ударил по хвостовому оперению "Дарнье". Самолет противника, лишившись рулевого управления, "клюнул" на нос и врезался в землю. Александр приземлил свой израненный "И-16" на фюзеляж неподалеку от падения фашистского самолета. Он стал первым летчиком, совершившим воздушный таран в ходе Сталинградской битвы".

     На месте падения самолета беззаботная ящерица тщетно пыталась замаскировать свое присутствие  в зеленой траве. Однако ей это не очень удавалось, мы же рассмотрели рядом с ней свежие побеги донских лазоревых цветов. Это напомнило нам о том, что именно в это время начинает цвести знаменитый лазоревый цветок, который неописуемо украшает донские степи, воспетые в своих произведениях советским писателем М Шолоховым.

     Мы сразу сворачиваем с дороги и направляемся к ближайшей высотке, где по утверждению нашего "капитана"- знатока этих мест, должны быть эти замечательные цветы.
Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий